У авиалайнера закончилось топливо на высоте 12 000 метров: «Планёр Гимли» и скольжение на крыло

«Планёр Гимли» (реальная история) — аварийная посадка самолета Боинг 767-233. Когда топливо закончилось на высоте 12 км, командир самолета принял неожиданное решение, чтобы сбросить скорость он совершил трюк под названием «Скольжение на крыло»

Череда ошибок повлекших инцидент

Самолет Боинг 767-233, ставший героем этой истории, был выпущен в 1983 году. Он совершил свой первый вылет 10 марта, после чего был передан авиакомпании Air Canada.
Как раз в наале 80-х гг. Канада начинала переходить на метрическую систему и для каждой дозаправки авиалайнера требовалось производить дополнительный расчет необходимого на рейс топлива, используя соответствующий коэффициент. В старой системе расчета значение показателя плотности топлива равнялось 1,77 по новым правилам необходимо было использовать значение 0,83. Ответственность за эти непростые на первый взгляд подсчеты возлагалась на борт инженера, однако экипаж воздушного судна только «сошедшего с конвейера» не предусматривал его наличие.


У авиалайнера закончилось топливо на высоте 12 000 метров: «Планёр Гимли» и скольжение на крыло
«Планёр Гимли» (реальная история) - аварийная посадка самолета Боинг 767-233. Когда топливо закончилось на высоте 12 км, командир самолета принял неожиданное решение, чтобы сбросить скорость он совершил трюк под названием "Скольжение на крыло"
Аварийная посадка самолета Боинг 767-233 Air Canada.
Планёр Гимли — аварийная посадка с 12 000 метров
Изображение хранится на сайте https://simpleflying.com

Помимо недостаточного количества топлива, у лайнера был неисправен датчик его количества. Таким образом, экипаж не обладал возможностью оценить объем имеющегося топлива при помощи штатных систем.

Командир воздушного судна в очередной раз перепроверил подсчеты для дозаправки. Но по привычке, использовал старый коэффициент, который ранее применялся к галлонам, а не к литрам. И вот 23 июля 1983 года Боинг 767 отправился в рейс, имея запас топлива в 4 раза меньше необходимого.

На высоте 12 000 метров, датчик топлива просигнализировал о низком давлении топлива в левом двигателе. Подумав, что дело в испорченном насосе пилоты отключили его. Система устройства позволяла поступать горючему в двигатель даже при отказе насоса. Однако, спустя несколько минут аналогичная ситуация произошла и с правым двигателем. К этому моменту первый двигатель окончательно заглох, а пилоты уже выбирали ближайший аэродром для совершения аварийной посадки.


У авиалайнера закончилось топливо на высоте 12 000 метров: «Планёр Гимли» и скольжение на крыло
«Планёр Гимли» (реальная история) - аварийная посадка самолета Боинг 767-233. Когда топливо закончилось на высоте 12 км, командир самолета принял неожиданное решение, чтобы сбросить скорость он совершил трюк под названием "Скольжение на крыло"
Аварийная посадка самолета Боинг 767-233.
Планёр Гимли — аварийная посадка с 12 000 метров, когда у самолета закончилось топливо в воздухе

Аварийная посадка самолета Боинг 767-233

Наиболее подходящим оказался аэродром под названием Виннипег. Выход из строя обоих двигателей обесточило самолёт. Резервной турбины генератора и аккумуляторов не хватало на обеспечение его энергией. Прибор, определяющий вертикальную скорость не работал. Командиру воздушного судна пришлось самостоятельно вычислять показатели при помощи механического альтиметра.
Скорость потери высоты авиалайнера составила 1,5 км на 18 км полета. «Запаса хода» было недостаточно, чтобы спланировать на полосу аэропорта Виннипег. За неимением лучшего варианта, второй пилот предложил совершить посадку на заброшенную военную базу Гимли, где он служил в молодости.

Бывшая военная база Гимли на тот момент уже долгое время использовалась местным автоклубом для проведения соревнований. В день автогонок, люди семьями собирались на базе, жарили мясо и отдыхали.
Роберт Пирсон, командир воздушного судна, ранее летал на планерах. Навыки полученные при их управлении очень помогут ему посадить огромный пассажирский авиалайнер с неработающими двигателями.


У авиалайнера закончилось топливо на высоте 12 000 метров: «Планёр Гимли» и скольжение на крыло
«Планёр Гимли» (реальная история) - аварийная посадка самолета Боинг 767-233. Когда топливо закончилось на высоте 12 км, командир самолета принял неожиданное решение, чтобы сбросить скорость он совершил трюк под названием "Скольжение на крыло"
Скольжение на крыло — наглядное изображения трюка
Изображение хранится на сайте https://chert-poberi.ru

Слишком большая скорость при заходе на посадку не позволяла остановить самолет в пределах посадочной полосы.
Чтобы сбросить скорость, командир воздушного судна использовал не типичный для крупных самолетов трюк — так называемое «скольжение на крыло». Он повернул самолет боком к полосе, опустив переднее крыло и Боинг словно птица быстро погасил скорость. Буквально в последние секунды перед посадкой командиру удалось развернуть самолет обратно носом по направлению полета.

И вот момент касания, казалось бы самое трудное позади. Однако, сбой дала гидравлика, из-за чего передняя стойка шасси вышла, но не зафиксировалась. Пилоты до последнего пытались удержать нос самолёта над полосой, но неизбежное касание все же произошло и в кабине начался небольшой пожар. К счастью его быстро ликвидировали, ручными огнетушителями любители автогонок. Все пассажиры остались живы. А уже спустя пару дней самолет отремонтировали на месте и он смог самостоятельно улететь в аэропорт.

Самые свежие статьи в нашей группе ВКонтакте «Моя планета — Путешествие», подписывайтесь!


У авиалайнера закончилось топливо на высоте 12 000 метров: «Планёр Гимли» и скольжение на крыло
«Планёр Гимли» (реальная история) - аварийная посадка самолета Боинг 767-233. Когда топливо закончилось на высоте 12 км, командир самолета принял неожиданное решение, чтобы сбросить скорость он совершил трюк под названием "Скольжение на крыло"
Планёр Гимли — аварийная посадка с 12 000 метров, когда у самолета закончилось топливо в воздухе

У авиалайнера закончилось топливо на высоте 12 000 метров: «Планёр Гимли» и скольжение на крыло
«Планёр Гимли» (реальная история) - аварийная посадка самолета Боинг 767-233. Когда топливо закончилось на высоте 12 км, командир самолета принял неожиданное решение, чтобы сбросить скорость он совершил трюк под названием "Скольжение на крыло"
Планёр Гимли — готов взлететь после аварийной посадки и ремонта